История градостроительства: город Сергиев Посад

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

М. Сервантес

Город Сергиев посад — наиболее яркий пример формирования старинной городской застройки и связанным с ней архитектурным ансамблем. Из исторического плана города видно, как под воздействием рельефа, речной сети, социально-экономических процессов роста города, коммуникационных и оборонительных условий возникала планировка, свободная от геометрической предвзятости, но в то же время закономерная и обоснованная. Этими примерами, конечно, не исчерпывается богатство нашего наследия в области живописного градостроительного стиля.

К внутригородским ансамблям любого старинного русского города следует отнести преимущественно те панорамы, которые раскрываются изнутри сквозь большие свободные пространства разнообразного назначения: промежутки между домами, внутриквартальные территории и т. п. Типичным примером, в котором лучше, чем где-либо, сохранились характерные черты русского живописного ансамбля, является г. Сергиев Посад. Монастырская усадьба расположилась на горе, с трех сторон ограниченной склонами к реке Кончуре и ее притокам. Отсюда и произошло, вероятно, древнее наименование монастыря «иже в Маковце» (то есть на вершине). С юга, на склонах к реке, был устроен большой «Пафнутьев» сад; с юга, севера и северо-востока в пейзаж включались большие пруды. Возвышенности с запада и востока получили название «Красных гор», по-видимому потому, что с них раскрывался красивый вид на монастырь и по направлению к ним от монастыря. Благодаря изолированному положению монастырской усадьбы, из многих мест посада полностью воспринимается необычайно живописный ее силуэт, обогащенный насаждениями и застройкой первого плана и дальнего фона.

План любого русского города, снятый до его современной переделки, мог бы послужить материалом для подобного анализа историками и архитекторами, и всякий раз мы находили бы все новые и новые примеры жизненно оправданных и в го же время свободных приемов планировки. При этом мы увидели бы, что каждый город представлял собой совершенно индивидуальную по характеру «планировочную ткань», которая, несмотря на общность стиля и традиций, не повторяла каких-либо стандартных образцов, а была бы индивидуальна для каждого старинного русского города.