Многим хочется изменить мир – удаётся это единицам, Великим.
Нейах
Не многие знают о том, что православие на Руси претерпевало изменения и подвергалось реформации. Об одной из таких реформ и пойдет речь в данной публикации
Идея реформирования русской церкви в семнадцатом веке принадлежало правившему тогда царю Алексею Михайловичу и шестому патриарху всея Руси Никону. Эти два великих государственных и духовных деятеля своей эпохи старались добиться образования всеправославного государства по греческому образцу.
В самом начале своей деятельности Патриарх встретил яростное сопротивление противников, которые вели яростную борьбу против реформаторов. В результате в ссылку был сослан протопоп Аввакум вместе со всей семьей, в Астрахани в землянке был доведен до смерти Даниил Костромской, а Логгин Муромский был публично расстрижен во время Патриаршей литургии.
После того как Патриах Никон жестоко расправился со своими бывшими друзьями и настоящими противниками, он продолжил реформирование русской церкви, чем вызвал сильное недовольство боярства. Бояре требовали во время соборования обсудить положение дел, сложившееся между священником и протопопами.
Исходя из сложившейся ситуации, весной тысяча шестьсот пятьдесят четвертого года Патриарх созывает собор (председателем на этом собрании выступает сам царь Алексей Михайлович), во время которого выступает с прочувствованной речью. В своей речи он говорит о достижении согласия между русской церковью и храмами Востока. Причем, как настаивает Никон, это единение должно происходить не только в мировоззрениях, но и в самом уставе непосредственно.
Таким образом, книжные издания, выпущенные до пятнадцатого века, и новые греческие тексты Патриарх приравнивал друг к другу. Также главное священное лицо государства дал характеристику новым русским церковным изданиям и попросил высказать мнение о новой книжной справе. Конечно, присутствовавшие при церковном заседании участники не посмели пойти против царя, который полностью поддерживал Патриарха, и приняли новую проводимую реформу по греческому образцу.
На собрании было выслушано только одно выступление «старообрядца» Павла Коломенского. Этот священник высказал свое мнение о существовании древнего устава, в котором говорилось о совершении во время обряда шестнадцати земных поклонов. И хотя Коломенский и подписал соборное деяние, но оговорился, что имеет свое личное мнение на этот счет. Это имело свои последствия, которые заключались в лишении его сана и ссылке на север, где он сошел с ума и умер при невыясненных обстоятельствах.
Конечно, можно долго и много спорить о деятельности Патриарха Никона, но нельзя не сказать, что этот поистине великий человек очень много сделал как для самой России, так и для русской церкви в целом.