— Ты видел как она мне улыбнулась?
— Это она не тебе улыбнулась, а твоим чаевым.
Сериал «Универ»
Неважно куда вы поедете в санаторий в России или за границу, вам пригодится умение правильно давать чаевые, поэтому давайте поучимся тому, как сделать это правильно.
Для начала важно узнать особенности связанные с чаевыми в том месте куда вы направляетесь. Существуют определенные установленные веками и толпами туристов правила связанные с чаевыми в разных странах и местах. Например в Японии принимать чаевые запрещено, а Турции иногда вас буквально «замучают» сервисом в ожидании получить на чай. Иногда слишком малый размер чаевых может послужить даже оскорблением!
Самая простая рекомендация заключается в том, что чем дороже заведение и лучше обслуживание, тем вероятнее необходимость оставить на чай. К сожалению в России иногда дороговизна не критерий хорошего обслуживания, поэтому поступайте как вам велит сердце и воспитанность.
Существует некоторая категория обслуживающего персонала, которым просто «опасно» не дать чаевые. Примером таких людей может быть официант, который полностью контролирует вашу еду на маршруте от кухни до столика. Также неприятности могут принести горничные, которые способны подпортить вам ощущения от отдыха в любой гостинице или санатории. Вообще, принято платить именно горничным, официантам и носильщикам. Если есть швейцар, который открывает двери, то можно поощрить и его.
В общем, чаевые даются именно тем людям, которые оказали вам действительно услугу. Принесли важное письмо, помогли организовать что-либо или как-то услужили другим образом. Ориентировочно это 5-10% от стоимости услуги или некая сумма в которую вы оцениваете помощь обслуживающего персонала. В зависимости от ситуации принято либо включать чаевые в стоимость, либо давать их лично, либо оставлять на столе или прикроватной тумбочке, либо передавать в запечатанном и подписанном конверте. Самое простое решение – это приглядеться к окружающим и сделать также.
Если услуга оказывается вам регулярно (например стрижка или место постоянного питания), то за лучшее постараться обслуживаться у одного человека и давать ему в виде чаевых постоянную и фиксированную сумму. Ну а если этот человек просто превзошёл себя, то и особо его поощрить. К тому же плюс в том, что когда вас запомнят вы сможете использовать крутую фразу «как обычно», что сразу поднимет ваш статус (по крайней мере в ваших глазах).
В завершении поста хочу вам пожелать не попадать в простак в этой науке и хорошего отличного обслуживания!